«Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»

Тип статьи:
Авторская
«Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ЯСЛИ-САД №134 «ВОЛШЕБНИЦА»
КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА»

 

 

 

 






Проект
«Методы ТРИЗ в формировании
навыков творческого воображения и
мыслительной активности детей»







 

 

 

 

 



г.Горловка

Введение

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

«Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…»

Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.

Генрих Саулович Альтшуллер 15.10.1926 - 24.09.1998
Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. Впервые о его теории заговорили в 1956 году.

ТРИЗ – это инженерная дисциплина, но используется и в педагогике.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.






Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-интеллектуальный
По количеству участников: групповой
Продолжительность:

Участники проекта: педагоги, воспитанники группы, родители

Срок выполнения: долгосрочный

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Возраст: 6-7 лет
Планируемые результаты для детей:
Активизируется познавательная деятельность детей. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь.
Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Создаются мотивационные установки на проявление творчества. Развивается способность ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.
Планируемые результаты для педагогов:

Ø Конспекты занятий

Ø Изготовление дидактических игр и пособий

Ø Консультации для родителей и педагогов

Планируемые результаты для родителей:
Родителизаинтересованные и активные в формировании творческого воображения и мыслительной активности детей с использованием методов ТРИЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальности проекта

В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. От того, как поставлено образование, в том числе дошкольное, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.

Дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой, в основе которой лежит социальный заказ, определенный государством, социальными институтами.

      Анализ современного состояния образования в ДНР, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он   обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.

 Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, формируются основные цели деятельности современного учреждения дошкольного образования.

В связи с этим, профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов к формированию творческого воображения детей. Применение лишь традиционных методов и средств   является, в современных условиях, недостаточным, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.

 Анализ состояния проблемы развития творческого воображения у детей  дошкольного возраста   позволяет сделать вывод о том, что ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработано содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий:

·         между необходимостью организации индивидуально-дифференцированного обучения в ходе непосредственно-образовательной деятельности по развитию творческого воображения и недостаточной разработанностью   методического обеспечения данного направления работы;

·         между необходимостью повышения качества совместной работы   воспитателя и педагога-психолога в вопросах формирования творческого воображении;

·         между необходимостью индивидуализации обучения в вопросах формирования творческого воображении у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью средств, которые способствуют развитию базовых психических процессов, повышению самооценки ребенка   и созданию игровых ситуаций, в которых он почувствовал бы себя успешным.

Актуальность педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Цель проектаповышение уровня творческого воображения детей подготовительного дошкольного возраста средствами ТРИЗ.

Для решения поставленной цели мною были определенны следующие задачи:

  1. Анализ нормативной методической   литературы по проблеме  повышения уровня творческого, детей  дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
  2. Разработка системы работы с участниками образовательного процесса, которая будет направлена на повышение уровня творческого воображения   детей  дошкольного возраста  средствами ТРИЗ;
  3. Обеспечение положительной динамики  качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и мышления детей; коэффициента оригинальности;  высокого уровня  способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;
  4. Обоснование педагогических условий    повышения  уровня творческого воображения детей подготовительногодошкольного возраста  средствами ТРИЗ;
  5. Определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства повышения уровня творческого воображения.

Презентация проекта:
Выставка наглядно дидактического материала, компьютерные презентации.

Объект исследования – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня творческого воображения детей.

Предмет исследования – процесс  повышения уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ. 

 

 

 

 

Принципы реализации проекта:

-принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;  

-принцип доступности,  обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей   детей;

 -принцип последовательности и концентричности,  обеспечивающий постепенное обогащение содержания сферы образовательной области «Познавательное  развитие»;

-принцип системности;
-принцип интегративности
;
-принцип комплексно-тематического планирования;  

-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

-принцип преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).

Принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:

-принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю  ребёнку право выбора);

-принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);

-принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);

-принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);

-принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).  

       Методы и технологии ТРИЗ используемые в работе с детьми:

-психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие;

-«Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

-метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь.

проблемный метод   и «мозговой штурм» учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его, формирует задатки диалектического мышления.

     Опыт, эксперимент также играют важную роль в развитии мышления: когда изменения и преобразования с объектом осуществляет сам ребенок, формируется самостоятельность, гибкость, подвижность детского мышления.

Практика показывает, что применение ТРИЗ всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных способностей и творческого воображения у детей.

     Одним из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ. Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира (диких животных с приходом зимы), со свойствами воды, на занятиях по математике – с геометрическими фигурами. Чтобы придумать что-либо новое, необходим какой-то толчок, идея. Где их взять? Это метод фокальных объектов – метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.

Постоянно открываем перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Играем с детьми в такие игры: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», «Зато».  Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие.

Играем с детьми в игры: «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» – игры на системный анализ. Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи звездочка и облако? На прогулках используем приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, эмпатия.

Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик?», «О чем ты мечтаешь?», «Кого ты боишься?» и т.д.

      В результате проводимых с детьми игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые являются основой развивающего обучения, дети преодолевают чувство скованности, застенчивости. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появляется видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появляется проявление творчества, дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.

  Методы и приемы ТРИЗ технологии   использую в разделах основной программы «Истоки». Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации ТРИЗ-технологии в детском саду.

     Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей. В творческих заданиях, предложенных детям, учитываются основные принципы и дидактические возможности ТРИЗ.

            Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;  использовать специальную игрушку - героя  занятия, которая «помогает» воспитателю.

        Одним из действенных методов развития творческого воображения и мыслительной активности  детей является разрешение проблемных ситуаций.

         Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении становится продолжением игры, развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, существенно улучшает коммуникативное взаимодействие педагога с детьми, и позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Соответственно, улучшается качество образования. Использование компьютерных игр и презентаций в процессе образовательной деятельности становится для педагога неотъемлемым помощником, так как способствует организации коллективной работы детей, повышению интереса к занятиям, воспитывает усидчивость, обеспечивают более наглядное, совершенно новое восприятие материала. С помощью презентаций и игр каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык, а у воспитателя есть возможность проконтролировать характер выполнения задания.  

   
















 

 


Средства обучения, используемые при работе с детьми
:

наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации,  современные медийные средства (компьютер, принтер).

В ходе реализации проекта  используются разнообразные формы работы

-с родителями: анкетирование, беседы,  консультации («Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей», памятки («Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей»), буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ТРИЗ, родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников»;

Этапы реализации проекта

I этап  -   подготовительный (сентябрь – ноябрь 2020г.):    

Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей.

II этап  – основной рабочий(декабрь 2020 – февраль - 2021г). Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса.    Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми подготовительногодошкольного возраста.

III этап – аналитико-обобщающий  (март – май 2021г.). Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.















План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

I этап  - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2020г.). Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта.  

 

Изучение методической и специальной литературы по проблеме формирования творческого воображения и мыслительной активности детей  дошкольного возраста.

Сентябрь 2020г.

Использование возможностей технологии ТРИЗ как средства оптимизации работы по развитию творческого воображения и мыслительной активности у детей  дошкольного возраста  

 

Анализ условий реализации проекта

 

Определение количественных показателей сформированности  творческого воображения

 

II этап.   – основной рабочий (октябрь 2020–май 2021г):реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Внедрение педагогического проекта.

 

Отбор содержания и материала игровых упражнений.


Октябрь  2020г.

Разработка плана применения комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий.  


Октябрь 2020 - май 2021

Внедрение в образовательный процесс

Сентябрь

Разработка методических рекомендаций по применению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в формировании творческого воображения детей  дошкольного возраста  



В течении всего года

Организация работы по включению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в образовательный процесс



Апрель  2021

Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями работы по формированию творческого воображения дошкольников

- выступления на родительских собраниях,

- организация открытых просмотров ОД

- консультации,   беседы



В течении всего года

III этап. Аналитико-обобщающий  (май 2021г.): сбор и обработка методических, практических материалов, обобщение материалов проекта.


Апрель

Анализ полученных данных, их систематизация, теоретическое осмысление полученных результатов


Май 2021г

 

 

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей

подготовительной к школе группы

Цель: Развитие творческого мышления.  Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования,  продолжать учить мыслить системно. Поиск и решение различных противоречий.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Повторение пройденного

Развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение.

«Веселая карусель»

Закреплять умение выполнять правила игры в д/и. Развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать диалогической и монологической форм речи. Формировать представления о словах обозначающих действия. Развивать двигательную активность.

Противоречия в предметах.

 

Систематизировать навыки классификации предметовпо внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.Классификация игрушек по различным признакам. Подвижная игра «Разбежались».Обсуждение противоречий
 в предметах.Подведение итогов.

Противоречияв природе, погоде.

 

Активизировать интерес детей к окружающему миру;

систематизировать их знания о явлениях природы.
3накомство с помощником воспитателя.Диалог с игрушкой о погоде.
Подвижная игра «Солнышко и дожди. Подведение итогов.

Октябрь

Наш друг – домовёнок

Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой. Совершенствовать умение у детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание. Уточнить знание известных геометрических фигур, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Прием фантазирования «Дробление — объединение.

Развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение.

Метод фокальных объектов (МФО)

Познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию.

«Теремок» (На закреплении геометрических фигур)

Познакомить с приемом фантазирования «увеличение — уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение соперывмичсаиавиаживать; формировать выапивпвпвипвфыаивапрваасиреараппрпа

Уточнить знания известных геометрических фигур, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Ноябрь

Свойства и признаки

Развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам информации; развивать фантазию, умение переносить примы к и с одного объекта на другой; развивать внимание.

Развитие ассоциативности

Обучать навыкам ассоциативного мышления; развинти, навыки театрализации, перевоплощения.

«Угадай кто я?»

Активизировать мышление детей; систематизировать и представления об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок.

Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Прием фантазирования «Оживление»

Познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование.

Декабрь

Волшебник Времени

Познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение.

«Чем отличаются похожие?»

Найти различия в двух похожих предметах (два окна, два дерева, два стульчика, две руки и т. д.). Даже одинаковые предметы могут отличаться.

Волшебник Времени (продолжение)

Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования.

«Чем похожи различные?»

Воспитатель предлагает найти сходство в двух различных предметах из одной тематической группы (тарелка и чашка; стол и стул; кошка и собака; цветок и дерево и др.).

Вывод: даже различные предметы могут иметь сходство.

Январь

Морфологический анализ

Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение.

Прием фантазирования «Наоборот».

Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение

Обобщающее занятие по приемам фантазирования

Систематизация знаний детей по основным приемам фантазирования: «дробление — объединение», «увеличение — уменьшение», «ускорение — замедление», «оживление».

Февраль

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы

Формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.

Рассказ по картинке: «системный оператор»

Развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования.

Рассказ по картине: выразительные средства речи

Активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов.

Обобщающее занятие по рассказу по картинке

Обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи.

Март

Прогнозирование: объект «больница»

Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Прогнозирование: объект «самолет»

Обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание.

Фантазирование (объект «магазин»)

Активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях.

Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед).

Активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование.

Апрель

Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое).

Обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение.

Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов.

Обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация — специализация».

Понятие о классификации.

Систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление.

«Род — вид»

Называние родовых понятий («фрукты», «обувь», «насекомые») и т. д., а дети должны назвать как можно больше видов.

Май

Классификация животного мира.

Систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание.

Сочинение сказок про животных.

Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение.

Классификация растительного мира.

Систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Обобщающее занятие за год.

Продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года

 

 

Заключительный этап
Анализ результатов проекта

будут обеспечены:

-  положительная динамика качественных показателей высокого уровня      сформированности творческого воображения;

- положительная динамика качественных показателей высокого уровня      коэффициента оригинальности у воспитанников, высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;

-  преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах  развития творческого воображения у дошкольников;

·              повысится педагогическая компетентность субъектов  образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;

·              увеличится доля педагогов, владеющих и применяющих  технологии ТРИЗ в образовательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

 

 Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008  

Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

 

 Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантазии. СПб.: Детство-Пресс, 2003

Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007

Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

 

Документы:

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

У вас остались вопросы? Тогда смело жмите на кнопку ниже

Ваш вопрос и ответ будут опубликованы после его проверки модератором и ответа ответственным лицом.

Если у вас вопрос личного характера, тогда задайте его в форме обратной связи.

Яндекс.Метрика