Формирование связной речи детей с задержкой психического развития
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ЯСЛИ-САД № 134 «ВОЛШЕБНИЦА» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА»
Проект
«Формирование связной речи детей с
задержкой психического развития
посредством использования приемов мнемотехники»
Автор проекта:
Учитель-дефектолог
Черных Д. Р.
г. Горловка
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
При работе с детьми с ЗПР замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин дети с задержкой психического развития не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
Что делать? Как исправить ситуацию?
Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР проектного метода. Основой коррекционно-развивающего процесса в группе для детей с ЗПР являются Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития «Мир детства» (Кобзарь О. В.) и Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» (Арутюнян Л. Н.), на которых базируется применяемый мною в проектный метод.
Структура коррекционно-развивающих тематических проектов подчинена решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника – эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенно большое значение использование мнемотехники имеет в работе с детьми с задержкой психического развития. У таких детей значительно повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания, а также их готовность к обучению в школе.
Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.
Название проекта: Формирование связной речи детей с задержкой психического развития посредством использования приемов мнемотехники.
Актуальность проблемы:
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
У детей чаще всего возникают такие проблемы, как:
· недостаточный словарный запас детей.
· бедная диалогическая речь.
· неспособность построить монолог.
· недостаточно развиты психические процессы.
· неумение детей выделять главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ облегчит детям процесс запоминания, расширит их словарный запас и знания об окружающем мире, дети научатся связно высказывать свои мысли, станут более коммуникативными.
Цель проекта:
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ЗПР посредством использования приемов мнемотехники.
Задачи проекта:
· обучающие: учить детей с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения; обучать детей правильному звукопроизношению.
· коррекционно-развивающие: развивать у детей навыки запоминания, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; расширять и обогащать словарный запас детей.
· воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность, ответственность, доброжелательность, инициативность.
Этапы работы:
Подготовительный – сентябрь.
Основной – октябрь-апрель.
Заключительный – май.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный (1 год).
Тип проекта:
Педагогический, творческий, практический.
Участники проекта:
Дети коррекционной группы «Пчелка», педагоги, родители.
Инновационный характер проекта:
Заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать следующие сенсорные каналы: визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников). Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания.
Гипотеза:
Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.
Аннотация проекта:
Использование мнемотехники как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Работу с мнемотаблицами дети повторяют самостоятельно в свободное время, вместе с родителями.
Для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.
Обеспечение проекта:
· научно-методическая база: изучение литературы по данной проблеме, проведение консультаций с педагогами и родителями «Мнемотехника. Что это?», «Учим наизусть с мнемотаблицами», «Графические аналогии. Их польза в развитии связной речи детей с ОВЗ».
· материально-техническая база: мнемотаблицы и мнемодорожки формата А2, дидактические материалы, ноутбук, интернет, фотоаппарат, аудиозаписи с музыкальным сопровождением для проведения мероприятий в рамках проекта.
· финансовая база: для приобретения необходимых пособий была использована финансовая база МДОУ.
Критерии оценивания прогнозируемых результатов:
4 балла (высокий уровень)
Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствия с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).
Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения.
Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам
3 балла (удовлетворительный уровень)
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы» указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.). Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.
2 балла (низкий уровень)
Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие» употребляемых языковых средств. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа, изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.
Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.
1 балл – Задание не выполнено.
Прогнозируемые результаты:
· развитая связная речь детей с ОВЗ;
· умение детей составлять рассказы различных типов без помощи взрослых с опорой на графические аналогии;
· более быстрое и долговременное запоминание детьми стихотворений, сказок, пересказов при помощи мнемотаблиц;
· умение отвечать на вопросы полным предложением;
· богатая диалогическая речь детей;
· обогащенный словарный запас и глубокие знаний детей об окружающем мире.
Возможность внедрения проекта:
Предлагаемый материал может быть использован на коррекционных занятиях по развитию связной речи детей 4-7 лет.
План реализации проекта
Подготовительный этап
Форма проведения | Сроки проведения |
Изучение научно-методической литературы по данной теме. | Сентябрь |
Подбор упражнений и игр для развития связной речи. | Сентябрь |
Диагностические исследования. | Сентябрь |
Систематизирование проработанного материала с внедрением авторских разработок. | Сентябрь |
Подбор демонстрационного и дидактического материала. | Сентябрь |
Разработка конспектов занятий. | Сентябрь |
Создание мнемотаблиц по лексическим темам. | Сентябрь |
Обсуждение проекта вместе с родителями. | Сентябрь |
Основной этап
Форма проведения | Сроки проведения |
Проведение ОД. | Сентябрь-май |
Обучение родителей работе с мнемотаблицами. | Ноябрь-декабрь |
Выступление на педсовете. | Сентябрь; май |
Открытый показ. | Январь |
Родительские собрания. | Сентябрь; май |
Заключительный этап
Форма проведения | Сроки проведения |
Презентация картотеки мнемотаблиц. | Май |
Организация и проведение диагностических исследований. | Май |
Анкетирование родителей, мониторинг. | Май |
Анализ результативности, оформление карт развития детей. | Май |
Итоговое собрание. | Май |
Понятие мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
1. Развитие всех видов памяти:
- зрительной,
- слуховой,
- ассоциативной,
- словесно – логической,
- отработка различных приёмов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации).
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
В содержание методики мнемотехники входят:
- освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.;
- упражнения на развитие различных параметров внимания;
- развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Структура мнемотехники:
· мнемоквадраты;
· мнемодорожки;
· мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Этапы использования мнемотаблиц.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминании
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
· пересказ;
· составление рассказов по картине и серии картин;
· описательный рассказ;
· творческий рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Этапы работы со схемой-моделью:
· учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
· самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
· закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
Опираясь на опыт педагогов, я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования приемов мнемотехники.
Месяц | Образовательная деятельность | Цель, задачи |
Сентябрь | Составление описательного рассказа об овоще. | Цель: обучение составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу. Задачи: - коррекционно-образовательные: учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; закрепление представлений об овощах ( ); уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»; совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением). - коррекционно-развивающие: развитие связной речи (составление описательного рассказа); зрительного внимания и восприятия; артикуляционной и тонкой и общей моторики; творческого воображения; развивать внимание, память. - коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников; учить отвечать полным ответом. |
Октябрь | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». | Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу. Задачи: - коррекционно-образовательные: Расширять активный и пассивный словарь по теме «Осень»; закреплять умение детей отвечать на вопросы полными предложениями; закреплять умение определять характер стихотворения; закреплять с детьми понятие «рифма»; - коррекционно-развивающие: развивать умение делать умозаключения; отражать их в речи (словесно-логическое мышление); формировать интонационную выразительность речи; совершенствовать чёткость дикции; развивать эмоциональность, выразительность речи, посредством ролевого прочтения произведения; активизировать память детей; - коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативность посредством индивидуального прочтения стихотворения. |
Ноябрь | Составление описательного рассказа о любимой игрушке. | Цель: Развивать умение составлять описательный рассказ об игрушках с помощью мнемотаблицы. Задачи: - коррекционно-образовательные: учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу; учить образовывать прилагательные существительными; совершенствовать грамматический строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами); - коррекционно-развивающие: закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки; развивать внимание, мышление, связную речь, мышление; - коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
Декабрь | Заучивание стихотворения В. Петрова «Дед Мороз прислал нам елку». | Цель: развивать умение заучивать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Задачи: - коррекционно-образовательные: дать представление о Новогоднем празднике; учить согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; учить декламировать стихи. - коррекционно-развивающие: расширить активный словарь за счёт имён существительных (ёлка, праздник, подарки, сосулька, макушка); глаголов (встречать, засветилась, звенеть), имён прилагательных (блестящий, бумажный, стеклянный, бьющийся); координировать речь с движением, развивать чувство ритма; развивать интонационную выразительность речи. - коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе. |
Январь | Составление описательного рассказа о домашних животных. | Цель: учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице. Задачи: - коррекционно-образовательные: учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных ( ), используя при этом план-схему и мнемотаблицу; продолжать учить высказывать свою мысль полным предложением; активизировать знания детей о транспорте, зимней одежде; - коррекционно-развивающие: активизировать словарь по теме; развивать память, словесно - логическое мышление, внимание; развивать умение детей работать коллективно; - коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения к домашним животным |
Февраль | Составление описательного рассказа о людях разных профессий. | Цель: развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов. Задачи: - коррекционно-образовательные: дать детям представление о людях разных профессий; пополнить и активизировать словарь детей по данной теме; формировать способность к грамматическому оформлению речи (словосочетаний, фраз в монологической и диалогической речи), учить составлению и употреблению в речи сложноподчиненных предложений, учить связности, развернутости, непрерывности высказывания; отрабатывать навык составления описательного рассказа о людях разных профессий, используя мнемотаблицу (план – схему). - коррекционно-развивающие: развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, логического мышления; развивать и совершенствовать умение грамматически оформлять речь; развивать умение работать с мнемотаблицами; развивать память, восприятие, внимание. - коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности; воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда. |
Март | Заучивание стихотворения заучиванию стихотворения Е. Ранневой. «Берегите маму».
| Цель: создать условия для развития у детей навыков сотрудничества (умение договариваться друг с другом, распределять деятельность, согласовывать действия с партнёром) в процессе заучивания стихотворения в с помощью мнемотаблицы. Задачи: - коррекционно-образовательные: учить выразительно читать стихотворение наизусть, интонационно передавать нежность и любовь к маме; учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицу. - коррекционно-развивающие: развивать интерес детей к художественной литературе в процессе совместной деятельности по заучиванию стихотворения и отгадыванию загадок; способствовать формированию умений внимательно слушать стихотворение; поддерживать беседу по содержанию; способствовать развитию интонационной выразительности речи, слухового внимания и памяти в процессе разучивания и декламации стихотворения; - коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе. |
Апрель | Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках». | Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой на мнемотаблицы. Задачи: - коррекционно-образовательные: формирование активного слухового и зрительного контроля правильности пересказа; активация и обобщение словаря по теме «Насекомые», «Цветы», закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний; - коррекционно-развивающие: развитие навыков диалогической формы речи, умение передавать диалог действующих лиц; - коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. |
Май | Пересказ рассказа М. Белоусовой «Ромашка». | Цель: продолжать развивать умения пересказывать рассказ с опорой на мнемотаблицу у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - коррекционно-образовательные: Учить детей использовать в речи предложения со словосочетаниями прилагательное +существительное в творительном падеже; Закреплять умение пересказывать рассказ с опорой на мнемотаблицу; - коррекционно-развивающие:- расширять словарный запас по лексической теме «Цветы»; развивать связную монологическую речь; развивать эмоциональную отзывчивость детей; - коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес, бережное отношение к природе. |
Диагностические исследования
В начале учебного года было проведено обследование речевого развития и результаты обследования показали, что в активном словаре детей мало антонимов, нет синонимов, мало обобщающих понятий.
Затрудняются дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в образовании относительных прилагательных. Много ошибок допускается при употреблении приставочных глаголов. Допускаются ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, при согласовании существительных с числительными.
Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются, недоговариваются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов: из-под, из-за, около, между. Допускают ошибки в образовании родительного падежа имён существительных.
Особенно низкий уровень развития у детей связной речи. При пересказе наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропускаются звенья событий, действующие лица.
Рассказ-описание недоступен, дошкольники ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
При составлении рассказов по серии картинок дети затрудняются в установлении последовательности событий, чаще перечисляются действующие лица и совершаемые ими действия. Рассказ по сюжетной картинке дошкольники составить не могут.
Состояние связной речи у детей характеризуется наличие простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Дети испытывают большие трудности, а некоторые не умеют распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Работа с родителями
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Перспективный план работы с родителями.
Месяц | Содержание |
Сентябрь | Обсуждение проекта с родителями на родительском собрании. Консультация «Мнемотехника – искусство запоминания». |
Ноябрь | Папка-передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки). |
Декабрь | Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (рассказы). |
Январь | Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (стихи). |
Февраль | Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по загадкам. |
Март | Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (сказки). |
Апрель | Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице. |
Май | Обсуждение полученных результатов в ходе реализации проекта на итоговом собрании. |
Выводы
Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи детей с ЗПР.
В процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети учатся определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.
Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь, способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Таким образом, применяя приемы мнемотехники для формирования связной речи детей с ЗПР и адаптируя ее применение на практике к потребностям данных детей, мы оптимизируем свою педагогическую деятельность, тем самым повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности.
Данная работа с дошкольниками способствует не только их подготовке к обучению в школе, но и формированию у них одной из ключевых компетенций – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб: Детство-Пресс, 2005.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
3. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4,1998.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н.– М., 1985.
5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.
6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.
7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / ТкаченкоТ.А. Дошкольное воспитание, 1990, №10.
8. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2.
9. Кобзарь О.В. АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МИР ДЕТСТВА» / Кобзарь О.В., Извекова Т.И., Безух Л.А. и др., – Донецк, 2019.